Семинар учителей математики по теме «Прикладные задачи на уроке математики в аспекте требований ФГОС»
Семинар учителей математики по теме
«Прикладные задачи на уроке математики в аспекте требований ФГОС»
19 марта 2024 года на базе МБОУ «УСШ» прошел районный семинар учителей математики. В работе семинара приняли участие педагоги из Урдомской, Яренской, Ленской, Козьминской и Сойгинской средних школ. Всего в семинаре приняли участие 13 человек. Тема семинара: «Прикладные задачи на уроке математики в аспекте требований ФГОС».
Со вступительным словом выступила Тончихина А.С. по теме: «Решение практических задач на уроках математики – одно из требований ФГОС ОО». Она рассказала о том, что в последние несколько лет уделено существенное внимание именно прикладному аспекту образования в школах, и возможно, именно этот факт обусловил введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Без школьного образования и воспитания невозможно обеспечить последующую профессиональную подготовку человека и дать ему навыки в отдельно взятой сфере трудовой деятельности. Новые ФГОС направлены именно на то, чтобы ребенок смог развиваться и жить в современных условиях, обладая необходимыми для этого качествами, знаниями и способности. Прикладные задачи играют ключевую роль в обучении, а также способствует организации предпрофильной подготовки учащихся. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
В семинаре учителя выступили с сообщениями из опыта работы по решению практико-ориентированных задач:
- Левчук О.Н. «Из опыта работы: подготовка к ОГЭ»
Оксана Николаевна говорила о трудностях, возникающих у обучающихся при решении практико-ориентированных задач, и о том, что проанализировав задачники по элементарной математике и другую литературу, в современных учебниках практико-ориентированных задач недостаточно (в основном это задачи первого уровня, в учебниках за 6 класс их около 23%, а в остальных еще меньше), поэтому берет их на сайте ФИПИ, на сайте Ширяева, в ссылках на онлайн-тесты для подготовки к ОГЭ (10 первых заданий)., а также разрабатывает сама способы конструирования таких задач. (в качестве источника практико-ориентированных задач можно использовать задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях TIMSS и в контрольно-измерительных материалах для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы). Практико-ориентированные задачи по своему содержанию должны удерживать учащегося на определенном уровне когнитивной и творческой активности. Оксана Николаевна считает, что развитие у школьников умений решать практико-ориентированные задачи в процессе обучения математике следует рассматривать как один из способов формирования у них математической компетентности. Такой подход к обучению позволяет в дальнейшем выпускнику школы решать проблемы, возникающие в жизни и в профессиональной деятельности.
- Савицкая И.И. «Из опыта работы с текстовыми задачами 5-6 класса»
Инна Ивановна также говорила о том, что решение текстовых задач традиционно представляет собой трудность для учащихся, причем это касается не только начальной, но и средней и старшей школы - сложности при выполнении этого вида учебной деятельности для сегодняшних школьников становятся еще более серьезными и распространенными в связи с возросшими проблемами, касающимися освоения навыков чтения, понимания и смыслового анализа текста. Инна Ивановна рассказала, как она справляется с этими трудностями.
- Приходько Л.А. «Использование прикладных задач в формировании математической культуры школьников».
Лариса Анатольевна поделилась информацией о потенциальных возможностях прикладных задач в формировании познавательных УУД. Она рассказала, что работа с прикладными задачами позволяет формировать у школьников умения строить и преобразовывать разнообразные модели описываемых в задаче процессов или явлений, переводить сложную по составу информацию из формализованного представления в текстовую форму и, наоборот, анализировать, устанавливать взаимосвязь описываемых в тексте задачи величин, процессов и явлений и т.д. Лариса Анатольевна поделилась тем, что на уроках математики часто приходится слышать: «А зачем это нужно?» Здесь должна решаться важная методическая проблема сближения школьных методов решения задач с методами, применяемыми на практике; необходимо на доступном для учащихся языке обеспечивать действительные взаимосвязи содержания математики с окружающим миром, рекомендовать применение отдельных тем в смежных науках, в профессиональной деятельности, в производстве, в быту. В такой ситуации разработка и подбор заданий для формирования предметных компетенций весьма важная задача. Для достижения этой цели Лариса Анатольевна использует два типа задач – чисто математические и практико-ориентированные, и отмечает, что действующие учебники мало предлагают задач именно второго типа. В связи с этим необходимо создание банка задач для формирования математической компетентности учащихся. Лариса Анатольевна предложила примеры задач из своего опыта работы.
В рамках семинара учителя математики МБОУ «УСШ» показали открытые уроки и мастер-класс.
- Урок в 8 классе «Решение практических задач на применение теоремы Пифагора» провела Твердохлебова М.М. Учитель обеспечивал учащимся возможность саморазвиваться, развивает умение учиться, что является важнейшей задачей в формировании УУД, позволяющей повышать интерес к предмету и эффективность образовательного процесса. На уроке обучающиеся показали умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать построенные математические модели с использованием геометрических понятий, теоремы Пифагора, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин: длин, площадей и количества деталей.
- Урок по подготовке к ГВЭ по математике в 9 коррекционном классе по теме «Решение задач на проценты» провела Басарева А.С. Текстовые задачи на проценты включены в материалы ОГЭ за курс основной школы. Анна Сергеевна обеспечила совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач. Среди целей урока была и коррекционно-развивающая: развивать слуховое восприятие через устный счет, логическое мышление, связную математическую речь, мелкую моторику. Учитель хорошо справился с поставленными целями, урок соответствовал требованиям обновленного стандарта.
Далее продолжились выступления и мастер-классы.
- Смирнова Н.С. выступила с темой: «Анализ результатов ОГЭ по математике (2021-2023 уч.год)», Наталья Соломоновна поделилась опытом работы по использованию регионального анализа результатов ОГЭ по математике с 2021 года по 2023 год.
Проведенный анализ результатов ОГЭ по математике показывает, что основная часть выпускников 9 класса имеет базовый уровень подготовки, и только третья часть девятиклассников сможет изучать математику на профильном уровне в старших классах. Из диаграммы видно, что учащиеся испытывают трудности по заданиям 4, 5,12, 14. Самым сложным из первых пяти заданий, оказалось задание 4 – на умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и умение строить и исследовать простейшие математические модели. Учащиеся затрудняются в построении математической модели, из-за невнимательного прочтения текста задачи возникают вычислительные ошибки. Поэтому при подготовке к экзамену имеет смысл обратить внимание на отработку вычислительных навыков и умения применять математические знания в различных практических ситуациях и при решении задач с нестандартной формулировкой.
Наталья Соломоновна отметила основные проблемы, возникающие при написании выпускниками экзаменационной работы не изменились и отражают также несформированность метапредметных навыков, наряду с умениями и навыками математических действий: неумение понять суть вопроса, содержание задания, приводящее к построению неверного хода решения; недостаточно развитые умения смыслового чтения, не позволяющие построить адекватную математическую модель по условию задания; несформированность вычислительных навыков; неспособность грамотно сформулировать решение в письменном виде, небрежное оформлении письменного решения задачи; недостаточные геометрические знания, слабая графическая культура; неумение проводить анализ условия задания при решении практических и ситуационных задач, неумение применять известный алгоритм в нестандартной ситуации; недостаточно развитые аналитические навыки.
- Мастер-класс по теме «Из опыта работы с прикладными задачами» для участников семинара показали учителя математики МБОУ «УСШ» Тончихина А.С.иЛевчук О.Н.
Анна Степановна и Оксана Николаевна подготовили ряд задач, которые предложили решить всем участникам семинара, не используя больших вычислений («с лёту»).
Участников ждал необычный для учителей результат, они с удивлением обнаружили, что и они не внимательно читают условие задачи, при этом меняя суть задания.
Выступления были приняты участниками семинара с интересом и вниманием. Семинар прошел в дружественной, рабочей обстановке, дал положительный настрой на дальнейшую работу. Благодарим коллектив учителей математики МБОУ «УСШ» за организацию и проведение семинара.
Тончихина А.С., руководитель РМО учителей математики, подвела итог семинара: можно сделать вывод о том, что прикладные задачи в процессе обучения математики занимают центральное место; роль прикладных задач велика, они могут использоваться с разной дидактической целью (могут мотивировать, объяснять связи математики с другими науками, способствовать развитию у обучающихся логического мышления, памяти и внимания).
И предложила:
1. Поделиться всеми выступления и материалами с мастер-класса в общем чате.
2. Собрать материал по математическим проектам обучающихся и напечатать электронный сборник силами МБОУ «УСШ» (не обязательно этого года). Материалы для сборника направить до 10 апреля 2024 года на электронную почту Левчук О.Н.
Методист Отдела образования Минина И.А.