В связи с поступлением многочисленных обращений граждан и организаций об обосновании предложений органов местного самоуправления о создании и изменении границ (величина радиуса) особо защитных участков лесов «участки лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов» в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 05.08.2022 № 510 (далее – Лесоустроительная инструкция), Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает следующее.
Признаки и нормативы выделения особо защитных участков лесов, изменения границ земель, на которых они расположены, установлены Лесоустроительной инструкцией, введенной в действие с 1 марта 2023 года.
К особо защитным участкам лесов относятся участки лесных земель, имеющие защитное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Проектирование особо защитных участков лесов осуществляется в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках.
Согласно пункту 134 Лесоустроительной инструкции к участкам лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов относятся участки лесных земель, непосредственно примыкающие к таким населенным пунктам в радиусе 1 километра, выделяемые от границы поселков городского типа, сельских населенных пунктов.
Проектирование участков лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов осуществляется на основании сведений об описании местоположения границ поселков городского типа, сельских населенных пунктов, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с учетом сохранения статуса ранее выделенного данного вида особо защитного участка лесов на основании материалов предыдущего лесоустройства.
Создание и изменение границ (величина радиуса) данного вида особо защитных участков лесов устанавливается на основании обоснованных предложений органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 119 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
Статьей 5 Лесного кодекса установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, является охраной окружающей среды.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15, пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) организация мероприятий по охране окружающей среды относится к вопросам местного значения муниципального района, муниципального, городского округа.
В целях социально-экономического и культурного развития муниципального образования, развития его общественной инфраструктуры принимаются соответствующие решения.
Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и представляет муниципальное образование в отношениях с органами государственной власти.
Таким образом, по мнению Рослесхоза, границы (величина радиуса) особо защитных участков лесов «участки лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов» могут быть изменены в целях социально-экономического и культурного развития муниципального образования, развития его общественной инфраструктуры, на основании обоснованных предложений Главы муниципального образования, с приложением проекта особо защитных участков лесов, составленного в соответствии с пунктом 45 Лесоустроительной инструкции.
При этом в соответствующем обращении Главы муниципального образования необходимо подробно указать причины изменения границ особо защитных участков лесов и эффект, к которому такое изменение приведет.
Одновременно с этим в случае наличия критериев выделения других видов особо защитных участков лесов, установленных Лесоустроительной инструкцией, необходима проработка вопроса в части отнесения лесных участков, исключаемых из границ особо защитных участков лесов, к иным видам особо защитных участков лесов.
Руководитель И.В. Советников