Если у вас просят взятку. Ваши действия?
Не предлагайте и не давайте взятку!.Иначе вы сами совершите преступление (статьи 204 и 291 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Выслушайте требования вымогателя, чтобы обратиться в полицию.
Прежде чем написать заявление:
Помните, что за сообщение о вымышленном факте вымогательства взятки предусмотрена уголовная ответственность. Ложный донос наказывается штрафом, принудительными работами или лишением свободы до трех лет.
В случае искусственного создания доказательств совершения вымышленного преступления срок наказания увеличится до шести лет лишения свободы (статья 306 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Как привлечь вымогателя к ответственности?
Вы должны будете проехать в ближайшее отделение полиции и написать заявление. •Заявление о преступлении вы можете сделать в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении обязательно подпишите.
Укажите почтовый или электронный адрес, куда должен будет прийти ответ. •Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается вами и сотрудником, принявшим заявление.
Протокол должен содержать данные о вас, а также о документах, удостоверяющих вашу личность. Вас предупредят об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе будет сделана отметка. Подпишите. •При регистрации заявления вы должны получить талон‐уведомление, в котором указывается порядковый номер заявления по книге учета сообщений о преступлениях и дата его принятия.
Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) (ст. 291 УК РФ) – наказывается штрафом в размере до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет, или в размере до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Примечание..Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст.304 УК РФ), то есть попытка передачи должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег,ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Передача коммерческого подкупа (ч. 1–4 ст. 204, ст. 204.1, ст. 204.2 УК РФ)– незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера,предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию)– наказывается штрафом в размере до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет шести месяцев, или в размере до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Примечание: Лицо, совершившее передачу коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Конфликт интересов
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких‐ либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
При определении возможности организаций самостоятельно устанавливать круг лиц, в отношении которых предусмотрена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов,необходимо принимать во внимание различия в правовом статусе организаций/
Под конфликтом интересов между участником закупки и заказчиком понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика,контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя,– участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц – п. 9 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44_ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральным законом от 11.06.2022 № 160_ФЗ в п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44_ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения , в соответствии с которыми под конфликтом интересов между участником закупки и заказчиком понимаются отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать)брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки.
Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать меры по предупреждению коррупции.
Данная обязанность распространяется на все организации вне зависимости от их форм собственности, организационно‐правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.
Перечень вводимых мер определяется организацией самостоятельно, исходя из специфики ее деятельности и реализуемых функций, оценки соответствующих коррупционных рисков. Главное требование – они не должны противоречить законодательству и налагать на работников организации и иных лиц обязанности, не предусмотренные нормативными правовыми актами.
Меры по предупреждению коррупции могут включать:
определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
сотрудничество организации с правоохранительными органами;
разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
принятие Кодекса этики и служебного поведения работников организации;
предотвращение и урегулирование конфликта интересов
недопущение составления недостоверной отчетности и использования поддельных документов.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов. Необходимо обеспечить своевременное ознакомление с ними работников.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен комплекс методических материалов по разработке и принятию организациями мер по предупреждению коррупции, которые размещены на официальном сайте Минтруда России в сети «Интернет» (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption).
Типичные нарушения статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».
К наиболее типичным нарушениям указанных требований относится:
непринятие организациями локальных нормативных актов по вопросам профилактики коррупции либо несвоевременное приведение их в соответствие с федеральным законодательством;
не определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений,
не разработаны_стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы,
не приняты кодексы этики и служебного поведения работников;
терминология, используемая в локальной нормативной базе противоречит федеральному законодательству.
Не всегда организациями обеспечивается должное взаимодействие с правоохранительными органами.
Допускаются нарушения, связанные с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Вопросы закрепления антикоррупционных обязанностей работника.
Содержание трудового договора определено в статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации.
В указанной статье также отражены виды дополнительных условий, которые могут быть предусмотрены трудовым договором в случае, если они не ухудшают положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 349.1 Трудового кодекса РФ работник государственной корпорации, публично‐правовой компании или государственной компании в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации , обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей; сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае
непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,
непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах,расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, на работников организаций, указанных в статье 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанности представлять названные сведения и сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, возложены федеральным законодательством.
В случае, если на работников соответствующих организаций обязанности представлять вышеназванные сведения и сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, федеральным_законодательством не возложены, работодателю следует воздержаться от включения в их трудовые договоры таких специальных обязанностей.
Вместе с тем для всех сотрудников организаций устанавливается общая обязанность:
воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации.
К общим обязанностям могут также относиться:
воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицоответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами.
Порядок приема на работу бывшего государственного
или муниципального служащего
Статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлен особый порядок приема на работу лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, и закреплен ряд ограничений при заключении ими трудового или гражданско‐правового договора.
Работодатель при заключении трудового или гражданско‐правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10‐дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Порядок представления работодателями указанной информации закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 №29«Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско_правового договора на выполнение работ(оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Неисполнение работодателем данной обязанности влечет административную ответственность в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, может выражаться:
в ненаправлении сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско_правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы;
в нарушении 10_дневного срока со дня заключения трудового договора или гражданско_правового договора для направления работодателем сообщения о заключении трудового договора или гражданско‐ правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы;
в нарушении порядка направления уведомления, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29«Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско_правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Особенности правового регулирования
деятельности отдельных организаций
Федеральный закон «О противодействии коррупции» распространяет ряд антикоррупционных правовых механизмов не только на государственных служащих, но и на должностных лиц организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
При этом законодатель исходит из того, что правовое положение должностных лиц соответствующих организаций сопряжено с повышенными коррупционными рисками, которые предопределены такими особенностями их правового статуса, как: формирование имущества за счет Российской Федерации, наделение помимо общегражданских прав и обязанностей целым рядом публично_правовых полномочий, реализация которых затрагивает значительную часть населения страны.
Данные организации обладают рядом особенностей и разнообразным правовым статусом.
На работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично‐ правовых компаниях, Социальном фонде Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов,работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях,создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения,запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, настоящим Федеральным законом и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18,20 и 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79_ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»(статья 12.4 Федерального закона «О противодействии коррупции»)
Правовой статус организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов,индивидуален, поскольку регулируется законом